Карточка " Личные окончания глаголов" (глаголы в 3 л. ед. ч.): е или и? Списать и объяснить орфограмму.
Ход...т по кругу, обид...т друга, довер...т тайну, терп...т крах, задерж...т дыхание, отпил...т доску, езд...т на велосипеде, бор...тся с болезнью, стел...т постель, плугом паш...т, жерновами мел...т, топором руб...т, выгляд...т хорошо, выгон...т корову, выдерж...т экзамен, выжж...т узор, воробей чирика...т, ворона карка...т, лягушка квака...т, кот мурлыч...т, гусь гогоч...т, кузнечик стрекоч...т, курица кудахч...т, уход...т из школы, откро...т тетрадь, уч...т уроки, корм...т рыбок, люб...т конфеты, долго боле...т, здорове...т от занятий спортом, напиш...т письмо.
Подготовка к диктанту в начале учебного года (5 класс)
1. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) с..лач, з..ма 2) зв..нок, кур..ца 3) в..сьмой, ч..рнеть
4) под..брать, к..рова
2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) арбу.., сна..ть, 2) коро..ка, ша..ка
3) ко..точка, по..торить
4) наро.., ка..ка
3. В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?
1) вес..ник
2) чудес..ный 3) мес..ный
4) со..нце
4. Исправь ошибки в тексте. Определи стиль речи.
Тихо было вокруг. Солнце лижало на запущенной клумби и на тровянистой лужайке. Коричневая бабочка сидела на цвитке. Пчёлы с бальшими шерокими полосками вокруг брюшка сновали с цвитка нацвиток и слатко гудели.
5. Выполни фонетический разбор слова сидела1.
6. Объясни употребление Ъ и Ь знаков.
Бур…ян, об…явить, с…есть, бар…ер, раз…единить, свин…и, вороб…и, лис….и, от…езд, об…яснить.
7. Запиши, раскрывая скобки. Объясни орфограмму.
Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).
Разделительные ъ и ь
1. Образуйте новые слова с корнем -езд-, используя только приставки, и запишите их.
По-, под-, в-, от-, про-, об-, раз -пере-.
2. Распределите слова по столбикам: с разделительным ъ или с разделительным ь. Лишние слова записать отдельно.
Суд(?)я, солов(?)и, об(?)явление, по(?)ёт, в(?)юга, об(?)ём, стул(?)я, руж(?)ё, от(?)ехал, за(?)ехал, с(?)ёжился, бездел(?)е, раз(?)ехались.
3. Запишите словосочетания в 2 колонки.
с разделительным Ь с разделительным Ъ
в(?)ёт гнездо, об(?)яснить задачу, собирать лист(?)я, сер(?)ёзная опасность, л(?)ётся дождь, раз(?)единить провода, большой об(?)ём, раз(?)ярённый зверь, под(?)ёмный кран, отличное здоров(?)е.
4. Вставьте пропущенные буквы.
С(?)ёмка, варен(?)е, дерев(?)я, олад(?)и, коп(?)ё, об(?)едем, лист(?)я, ноч(?)ю, руч(?)и, вз(?)ерошенные, с(?)ехал.
Правописание проверяемых согласных в корне слова
Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную согласную.
Ре..кий –
Ли..кий –
Ги..кий –
Ме..кий –
Гла..кий –
Га..кий –
Жи..кий –
У..кий –
Мя..кий –
Ни..кий –
Ло..ка –
Сосе..ка –
Карточка "Правописание непроизносимых согласных в корне" 5 класс
1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова.
Гиган...ский, голлан...ский, интерес...ный, звез...ный, крепос...ной, капус...ница, лес...ница, грус...ный, ненас...ный, опас...ный, радос...ный, со…нце, реше...чатый, трос...ник, шес...надцать.
2. Перепишите, вставляя недостающие орфограммы. Мотивируйте свой выбор.
1. В гиган...ском коло...це сосновых стволов, в своей одинокой убогой сторожке лесник пообедал и хлебные крошки смахнул на ладонь, молчалив и суров. (Заболоцкий). 2. Жилец земли, пятидесяти лет, подобно всем, счас...ливый и несчас...ный, однажды я покинул этот свет и очутился в мес...ности безглас...ной. (Забол.). 3. Рёв воды на мельнице вдруг донёсся с жуткой я...ственностью. (Куприн). 4. Вечером же каждому предстояло вознаградить своё терпение обильными я...ствами. (Куприн). 5. Кончаются белые грибы, но мне посчас…ливилось, и я набрал целую корзину. (Пришвин).
Прилагательные
1. Списать, вставив пропущенные буквы, объяснив орфограммы. Прилагательное мутный поставить в нужную форму.
Мчатся тучи, в..ются тучи;
Нев..димкою луна
Осв..щает снег л..тучий;
____________ небо, ночь ____________ .
(мутное) (мутная)
2. От данных прилагательных образуй краткую форму и с краткими прилагательными составь предложения. Подчеркни в них грамматические основы.
Свежий, пахучий, колючий, пригожий, могучий, хороший.
3. Записать предложения, согласовав главные и зависимые слова; надписать падеж прилагательных, выделить окончание; отметить крестиком главное слово.
1) Повеяло (холодный зимний) ветром. 2) Мы любовались (поздний вечерний) зарёй. 3) На (синий) море упал (густой) туман. 4) (Быстрый лёгкий) шагами девочка прошла мимо нас. 5) На (дальний) севере, за (полярный) кругом сейчас весна.
4. Составить предложения, поставив данные ниже словосочетания в творительном падеже.
Например: Теплая летняя ночь. – Теплой летней ночью мы долго гуляли по берегу моря.
Новые кожаные ботинки. Неприятный горьковатый привкус. Крепкий горячий чай. Сегодняшняя утренняя газета. Тяжелый усталый шаг. Прошлогодний обильный урожай. Простое ситцевое платье.
5. Из данных словосочетаний образовать словосочетания «притяж.прил. + сущ.», к каждому прилагательному подобрать существительные всех родов и мн.ч. по образцу:
голоса птиц – птичьи голоса, птичий голос, птичье гнездо, птичья стая.
Хвост павлина, караван верблюдов, рог оленя, молоко козы, жир барана, пух лебедя, хвост белки.